VI Международная научно-практическая конференция «Среднее профессиональное образование: практика и управление» состоялась в рамках Финала Чемпионата «Профессионалы»
Международная научно-практическая конференция традиционно проводится на различных площадках ведущих учреждений среднего профессионального образования страны, а также в рамках форумов и конгрессов, посвященных развитию системы СПО. Шестая по счету, в этом году конференция состоялась на Финале первого в истории России чемпионата «Профессионалы». Организаторами мероприятия выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Ассоциация профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга и Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС.
Модератором заседания стал директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж Водных ресурсов» Валерий Андреев. В четырехчасовом обсуждении участвовало рекордное количество спикеров – 12. Это представители Российской академии народного хозяйства и государственной службы Москвы и нескольких филиалов субъектов РФ, директора колледжей и представители реального сектора экономики.
Участники конференции вынесли на обсуждение вопросы, интересующие педагогическое и управленческое сообщество системы СПО. Например, вопросы кадрового и технологического суверенитета страны, наставничества, региональных особенностей перехода из общего образования в среднее профессиональное и высшее образование, трудоустройство выпускников учреждений среднего профессионального образования и другие.
В первой части мероприятия была раскрыта научная составляющая конференции. Заседание началось с приветственного слова председателя Ассоциации профессиональных образовательных организаций Санкт-Петербурга, директора СПб ГАПОУ «Морская техническая академия им. адмирала Д.Н. Сенявина» Виктора Никитина. «Сегодня перед системой СПО стоят задачи, требующие управленческих решений на уровне всей страны. Отрасль СПО имеет стратегическое значение, промышленность трансформируется, и мы идем к новому технологическому прорыву. И система среднего профессионального образования – один из участников этого движения, без которого промышленности невозможно заработать стабильно. Мы создаем основные производственные, кадровые силы. Сегодняшнее мероприятие в Санкт-Петербурге позволит нам не только поделиться опытом, который реализуется в нашем городе, но и теми вопросами, которыми занимаются в других регионах. Спикеры будут выступать и обозначать все те задачи, которые сегодня требуют особого внимания – это и технологический суверенитет, и обеспечение рабочими кадрами, и система наставничества. Каждое учебное заведение решает проблемы по-своему, и я надеюсь, что сегодня вы поделитесь данной практикой и мы вынесем много нового, что сможем применить у себя в регионе», - задал вектор обсуждению Виктор Анатольевич.
С темой «Кадры технологического суверенитета и задачи трансформации системы СПО» выступил главный научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Санкт-Петербурга Александр Федотов. Александр Васильевич поделился практическими результатами исследований, которые помогают сориентироваться, по каким специальностям имеется дефицит или избыток кадров в том или ином регионе. По результатам исследования был наглядно продемонстрирован график ситуации на рынке труда, на котором, в подавляющем большинстве, был виден дефицит квалифицированных кадров по рабочим профессиям. Также был затронут вопрос процентного соотношения трудоустройства выпускников ССУЗов по различным отраслям промышленности и определены проблемные точки в кадровом обеспечении технологического суверенитета России.
Отдельным блоком обсуждений стал вопрос наставничества. Модератор встречи Валерий Андреев отметил: «Главной задачей является не столько подготовка специалистов, сколько закрепление их на рабочем месте. На это в первую очередь влияет фигура наставника, от него в первую очередь зависит, останется выпускник на предприятии или нет. То, как наставник его встретит, как организует его рабочие процессы, влияет на дальнейшую работу специалиста».
Старший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Москвы Лариса Бедарева подробно остановилась на трансформации системы применения профессионального образования различных категорий работников: руководителей, специалистов среднего звена, рабочих служащих. Были затронуты темы обучения, профессиональных тренингов и краткосрочных курсов повышения квалификации. Тема наставничества вызвала большой интерес со стороны присутствующих. Из зала прозвучали вопросы представителей колледжей из самых отдаленных регионов страны. Так, в дискуссию вступил руководитель предприятия системы СПО из Республики Саха (Якутия).
Следующей темой стало трудоустройство выпускников, а также те проблемы, которые сопровождают этот процесс. Например, трудовая миграция, когда выпускник, закончивший обучение в одном регионе, не идет на предприятие своего города, а уезжает в поисках лучших предложений в субъекты с более развитой рабочей инфраструктурой. Елена Ломтева, ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Москвы, рассказала о текущей ситуации в системе СПО: трудовой и образовательной миграции, уровне безработицы среди молодежи и тех изменениях, которые произошли в программах повышения квалификации рабочих и служащих.
Как было отмечено, зачастую школьники не выбирают для дальнейшего обучения учреждения СПО по причине отсутствия в регионе тех образовательных программ, по которым они бы хотели продолжить обучение. Младший научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Москвы Светлана Новикова отметила важность профессиональной ориентации школьников и студентов и поделилась результатами социологического исследования, благодаря которому были выявлены причины выбора среднего профессионального образования абитуриентами, их представления о будущей профессии и оценка личных карьерных перспектив.
Региональные особенности переходов из общего образования в среднее профессиональное и высшее образование затронула в своем выступлении старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Москвы Анна Полушкина. Анна Олеговна представила схему исследования образовательной траектории выпускников 9-х и 11-х классов и изменение ее показателей. Были представлены цифры приема абитуриентов в учреждения СПО по периодам в различных регионах РФ, а также показана взаимосвязь между внешними факторами и количеством студентов, которые выбрали для себя среднее профессиональное образование.
После перерыва встреча началась с обсуждения медиаобразования в системе СПО – новой тенденции в образовании. Демидов Алексей, аналитик Московского государственного института культуры, озвучил, что перед Союзом кинематографистов поставлена задача выпуска кинофильмов про рабочие профессии. Алексей Александрович подробно остановился на том, как планируется проводить системную работу по выполнению этой задачи, а также высказался о проблеме кадров в отечественной анимации. Так, одним из вариантов популяризации рабочих специальностей, предложенным Алексеем Демидовым, стало предложение запустить конкурс на лучший сценарий фильма среди студентов СПО.
Во второй части конференции был сделан упор на практическую составляющую. Слово было предоставлено представителю реального сектора экономики – Александру Пахомову, члену Правления Союза автосервисов, председателю Правления СТО «Дилижанс». Спикер доложил о дефиците квалифицированных кадров в автосервисной отрасли и предложил варианты поддержки молодых профессионалов. Например, установить налоговые льготы для представителей приоритетных специальностей.
Андрей Пархоменко, директор ОБПОУ «Курский монтажный техникум», продолжил тему связки колледж-предприятие. Андрей Владимирович поделился первыми результатами реализации федерального проекта «Профессионалитет» в Курской области и опытом взаимодействия работодателей и учреждений СПО.
Учебно-производственный комплекс – одна из тем обсуждения конференции. Анатолий Кривоносов, директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Академия управления городской средой, градостроительства и печати», представил алгоритм, каким образом можно сделать УПК максимально эффективным. Главная задача, по его мнению, – создать условия для теоретической подготовки студентов и скорейшего применения полученных знаний в рабочих процессах. Анатолий Михайлович сообщил, что на сегодняшний день более чем в 15 регионах России созданы УПК. Согласно прогнозам, до 2026 года около 20 процентов всех учреждений СПО создадут свои учебно-производственные комплексы.
В Санкт-Петербурге УПК создан на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж электроники и приборостроения». Его директор, эксперт Финала Чемпионата «Профессионалы», Галина Воронько рассказала об опыте создания УПК и его роли в инновационном развитии учреждения системы СПО.
Завершило VI Международную научно-практическую конференцию выступление регионального директора АО «Издательство «Просвещение» Марии Ивановой, которая рассказала об изменениях в нормативных документах, а также поделилась информацией, где найти методические материалы для преподавателей по реализации ФГОС.
Участники заседания, которое стало одним из самых продолжительных на деловой программе Финала, отметили важность проведения мероприятий такого масштаба, обмена мнениями и опытом. Многие из присутствующих спикеров и зрителей примут участие в VIII Всероссийском форуме федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования, который состоится 26 ноября на площадке КВЦ «Экспофорум», где дискуссии экспертов, несомненно, продолжатся.
Вам также может быть интересно:
Выберите вариант регистрации как:
Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.
У Вас уже есть аккаунт на Портале?
Зарегистрируйтесь на Портале.
Выберите удобный для Вас вариант регистрации.
Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.
У Вас уже есть аккаунт на Портале?