Воздушное погребение удэгейцев – один из древнейших похоронных обрядов в мире (время прочтения - 7 минут)

Основой верований удэгейцев было универсальное представление о том, что весь мир, вся природа вокруг них являются живыми, людьми, как говорил герой книг Владимира Клавдиевича Арсеньева и его спутник Дерсу Узала. Абсолютно всё имело свою душу, будь то камень или вода, изюбрь или тигр. Такое отношение к природе, к живому и неживому называется анимизмом. Анимизм – это вера в то, что всё вокруг живое.

Удэгейцы представляли всю землю в виде мифического животного, обычно дракона или рыбы. Постепенно эти представления о мире переросли в веру в духов, каждый из которых отвечал за что-то своё: тайгу, реку, море и т.д.

Хозяином гор и лесов у удэгейцев был дух Онку, помощником которого являлись менее сильные духи, хозяева отдельных участков местности. Также среди помощников Онку были и животные: медведь, тигр, выдра и т.д. Наибольшим почитанием пользовался и пользуется, в том числе и в наше время, дух-хозяин огня Подя. Перед каждой охотой и рыбалкой удэгейцы обязательно «кормят» Подю. В частности, в древности в костёр бросали еду и ветки багульника. В наше время «кормление» Поди происходит исключительно окроплением костра алкогольной продукцией.

Как в древности, так и сейчас первая рыба, которая поймана удэгейцем на рыбалке, независимо от её размеров, отдаётся Поди, то есть отпускается.

Кроме добрых духов жизнь удэгейцев населяли и злые. Самым главным злым духом был Амба.

Жизнь удэгейца была подчинена ритуалам и обрядам. Самым интересным из них был похоронный обряд. Похоронный обряд направлен на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. Для этого было необходимо соблюдать все элементы похоронного ритуала и снабдить покойного необходимыми орудиями труда и средствами передвижения, а также определённым запасом продуктов, которого душе покойного должно было хватить для путешествия в загробный мир. Все вещи, которые оставляли с покойным намеренно портились для того, чтобы освободить их души, и для того, чтобы в потустороннем мире покойному досталось всё самое лучшее и обязательно новое.

Дальше покойника заворачивали в материю, делали гроб (огдие), выдолбленный из ствола тополя, реже кедра. Бревно накрывалось сверху меньшим (иногда в форме лодки (улимагды), ведь удэгейцы верили, что на пути в потусторонний мир душа покойника переплывает моря и полноводные реки). Затем гроб заворачивали в бересту и обвязывали лианами лимонника.

1.jpg

После этого в дело вступал шаман, который с помощью камлания (трансовое состояние шамана, в котором он, как ему кажется, может говорить с духами тайги), отправлял душу покойного в мир иной. Если покойник был взрослым или ребёнком старше трёх лет, то его гроб относили и оставляли посередине специально возведённой палатки (сэудэпэ), часто эти палатки располагались на деревьях, между двух стволов (обычно берёзы), но в основном для них строили большие и высокие настилы, отсюда и название воздушное погребение. Если умирал ребёнок до трёх лет, его гробик помещали в ветки дерева, потому что считалось, что душа ребёнка до трёх лет должна вернуться в гнездо (омиё).

2.jpg

Похоронные обряды удэгейцев были неоднородны. Так обитатели рек Иман, Сукпай и Бикин, а также рек, впадающих в Татарский пролив, хоронили усопших и в земле, и на земле, и в бревенчатых срубах, и на помостах, устроенных на сваях.

Отдельно нужно сказать о погребении шамана. Оно представляло собой сруб на высоких сваях, покрытый корой, а дощатый гроб был завёрнут в бересту. На переднем конце крышки гроба вырезали зооморфные изображения в виде кукушек или тигров. Перед гробом на пяти шестах также изображали птиц, рыб. Вблизи мест захоронений удэгейцы никогда не охотились, не стреляли, не рубили деревьев.

Сегодня удэгейцы отказались от своих древних погребальных обрядов. Всё, что касается ритуалов похорон умершего человека, было взято у русского населения. Удэгейцы с 50-х годов ХХ века хоронят своих покойников на специально отведённых для этих целей кладбищах привычного нам вида. Грустно от того, что интереснейший, а главное, своеобразный обряд остался в далёком прошлом. Но и сейчас в глухой тайге, в бассейнах рек Бикин или Анюй, можно найти такие места, где сохранились старые кладбища удэгейцев.


Автор Евгений Бурдыга


Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.