Календарные обряды-праздники аборигенов Дальнего Востока и Сибири (время прочтения - 4 минуты)

Что такое встреча-праздник? Чем обряд отличается от праздника? Нужен ли кочевым народам календарь? Почему отмечают три новых года?

 

Понятия «обряд», «праздник», «календарный обряд» часто встречаются в нашей повседневной жизни. Широко они используются и в этнографической литературе. В основном как синонимы. Если мы заглянем с вами в толковый словарь, то и там не найдем особых различий.

Особенно сложно увидеть разницу между обрядом и праздником, когда речь идет не о европейских или христианских праздниках и обрядах. Ведь их мы привыкли делить на светские и религиозные, а разницу чувствуем больше интуитивно.

Еще больше смуты вносит традиция в этнографической литературе переносить европейские представления о праздниках на исследовательскую оценку традиционных календарных обрядов малочисленных народов Дальнего Востока. Например, Иннокентий Вдовин отмечал, что слово «праздник», применяемое к культуре нанайцев, не отражает истинного содержания традиций аборигенов. Для традиционной культуры характерны сложные сакральные календарные обрядовые действия с элементами праздника.

Глафира Василевич в своей монографии описала обряд добывания охотничьей удачи синкэлавун у эвенков. В мае, во время умудян (объединения), в сосновых борах собиралось около десяти семейств. Вместе они проводили весенний охотничий праздник икэнипкэ, главная цель которого – обеспечение хорошей охоты на следующий год и благополучия членов коллектива.

Обряд моления водным духам (чэури, чэу чэури, наляву) у нанайцев, ульчев каждый род проводил отдельно от других. Ритуальная церемония происходила либо ночью, либо на закате. Жертвоприношения для водных божеств и духов собирали в специальные сосуды и пускали по воде. Следующий день после ритуала «кормления» был праздничный. Аборигены ходили друг к другу в гости, участвовали в различных национальных играх.

В традиционной культуре праздник и обряд были просто составляющей частью друг друга. Обряд можно назвать смыслообразующим компонентом в праздничной культуре.

Праздники у эвенков представляли собой обряды, связанные с важными природно-климатическими изменениями. Они обозначали смену одной хозяйственной активности на другую. Проводили их два раза в год – весной и осенью. В языках эвенов и эвенков отсутствует слово «праздник». Они употребляли близкое по значению понятие «бакалдын» (встреча).




Встреча нескольких семейств, территориально-соседских групп для кочевых народов была особым радостным событием – праздником. Зимняя охота вынуждала людей разделяться. Деление происходило не только в больших социальных коллективах, но и в малых. Из семьи на долгое время уходили мужчины. С приходом весны они вновь возвращались. Весной, во время встречи, люди договаривались о маршрутах кочевок, подводили итоги охоты, демонстрировали свои профессиональные умения и заключали браки.

Также некоторую неопределенность в восприятие обряда и праздника вносят календари аборигенов. Кто-то отражал только важную обрядовую деятельность и исключал праздники. Кто-то старался зафиксировать и праздники, и обряды в своем календаре. Например, эвены в календаре праздники фиксировали обязательно, в отличие от соседствующих с ними эвенков.

У эвенов летние месяцы – июнь и июль назывались хэджэджэк. Каждое лето эвены горных районов Якутии кочевали с оленями на высокогорьях. Там они отмечали праздник эвинек (эви – играть, развлекаться, состязаться, петь и плясать национальный танец) или хэджэджэк (хэджэ – плясать хороводом). Во время праздника они восхваляли природу, танцевали, договаривались о браках и маршрутах кочевок. Похожие праздники этнографы наблюдали также у чукчей и коряков.

Фиксация эвенами встречи-праздника в календаре была естественна для кочевых народов. Это был не просто праздник, а событие, где решались хозяйственные и социальные вопросы.

Традиционный эколого-хозяйственный календарь со временем изменялся. Монгольская и китайская культуры дополнили календарь главными буддийскими праздниками. Казаки, осваивающие территории Сибири и Дальнего Востока, ввели общероссийский юлианский календарь. Постепенно малочисленные коренные народы адаптировали его для своих нужд.

Например, кочевые народы под влиянием русской культуры внедрили в обиход деревянные и костяные недельные и годовые календари. На календаре горизонтально расположенными насечками отмечено количество дней. Число таких горизонтальных линий равно числу месяцев. Для подсчета и указания дней использовали специальный деревянный штырек, который ежедневно передвигали в нужное отверстие.

Также был известен календарь старорусского происхождения пасхал. Это была костяная или деревянная палочка с двенадцатью делениями, между которыми зарубками отмечались православные праздники.



Старинный эвенский календарь, Магаданская область

 

Церковные христианские праздники проникали в жизнь аборигенов неравномерно. Особо сильное влияние происходило в тех местах, где коренные народы соседствовали с русскими крестьянами. Стоит отметить, что слово «праздник» они в основном употребляли только в отношении православных праздников, которые смогли адаптировать под свои нужды. Например, Покрова – начало зимней кочевки, Ильин день – когда ягоды созревают.

Также в традиционной культуре стали отмечать три варианта Нового года. В январе – тот, что соответствует европейскому Новому году. В мае отмечали традиционный для коренных народов. В начале сентября – начало нового года по старинному русскому календарю.

В советский период в календаре появились новые праздники, церковные же были запрещены. Добавили 8 марта, 23 февраля, День победы – 9 мая, День знаний – 1 сентября, День Октябрьской революции – 7 ноября и другие.

В конце ХХ века традиционные праздники из культуры аборигенов почти исчезли. Сейчас началось их возрождение.

Например, один из популярных восстановленных праздников у нанайцев и ульчей – медвежий праздник. Он связан с древним верованием в существование лесных людей. Когда-то давно они считались хозяевами таежных лесов. В некоторых источниках говорится, что они были первопредками людей. Главный символ праздника – медведь. Легенды говорят о том, что это не зверь, а лесной человек в шубе. Поэтому к медведю во время праздничных гуляний относились как к человеку. Знакомили с деревней, давали спать в доме, кормили. В конце медведя убивали. Перед убийством перед ним извинялись и просили не держать зла. Считалось, что душа медведя, помня о том, как с ним хорошо обращались люди, попросит благополучия для народа у предков.




Главное отличие таких праздников в том, что обрядовая роль почти исчезла. Уже мало кто припомнит, почему и зачем проводится тот или иной праздник. И сам праздник теперь называется театрализованным действием с элементами обряда, где на первый план выходят спортивные состязания, песни и пляски, а также традиционные угощения.


Автор Лариса Ковалева

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.