Календарные обряды-праздники аборигенов Дальнего Востока и Сибири (время прочтения - 4 минуты)

Что такое встреча-праздник? Чем обряд отличается от праздника? Нужен ли кочевым народам календарь? Почему отмечают три новых года?

 

Понятия «обряд», «праздник», «календарный обряд» часто встречаются в нашей повседневной жизни. Широко они используются и в этнографической литературе. В основном как синонимы. Если мы заглянем с вами в толковый словарь, то и там не найдем особых различий.

Особенно сложно увидеть разницу между обрядом и праздником, когда речь идет не о европейских или христианских праздниках и обрядах. Ведь их мы привыкли делить на светские и религиозные, а разницу чувствуем больше интуитивно.

Еще больше смуты вносит традиция в этнографической литературе переносить европейские представления о праздниках на исследовательскую оценку традиционных календарных обрядов малочисленных народов Дальнего Востока. Например, Иннокентий Вдовин отмечал, что слово «праздник», применяемое к культуре нанайцев, не отражает истинного содержания традиций аборигенов. Для традиционной культуры характерны сложные сакральные календарные обрядовые действия с элементами праздника.

Глафира Василевич в своей монографии описала обряд добывания охотничьей удачи синкэлавун у эвенков. В мае, во время умудян (объединения), в сосновых борах собиралось около десяти семейств. Вместе они проводили весенний охотничий праздник икэнипкэ, главная цель которого – обеспечение хорошей охоты на следующий год и благополучия членов коллектива.

Обряд моления водным духам (чэури, чэу чэури, наляву) у нанайцев, ульчев каждый род проводил отдельно от других. Ритуальная церемония происходила либо ночью, либо на закате. Жертвоприношения для водных божеств и духов собирали в специальные сосуды и пускали по воде. Следующий день после ритуала «кормления» был праздничный. Аборигены ходили друг к другу в гости, участвовали в различных национальных играх.

В традиционной культуре праздник и обряд были просто составляющей частью друг друга. Обряд можно назвать смыслообразующим компонентом в праздничной культуре.

Праздники у эвенков представляли собой обряды, связанные с важными природно-климатическими изменениями. Они обозначали смену одной хозяйственной активности на другую. Проводили их два раза в год – весной и осенью. В языках эвенов и эвенков отсутствует слово «праздник». Они употребляли близкое по значению понятие «бакалдын» (встреча).




Встреча нескольких семейств, территориально-соседских групп для кочевых народов была особым радостным событием – праздником. Зимняя охота вынуждала людей разделяться. Деление происходило не только в больших социальных коллективах, но и в малых. Из семьи на долгое время уходили мужчины. С приходом весны они вновь возвращались. Весной, во время встречи, люди договаривались о маршрутах кочевок, подводили итоги охоты, демонстрировали свои профессиональные умения и заключали браки.

Также некоторую неопределенность в восприятие обряда и праздника вносят календари аборигенов. Кто-то отражал только важную обрядовую деятельность и исключал праздники. Кто-то старался зафиксировать и праздники, и обряды в своем календаре. Например, эвены в календаре праздники фиксировали обязательно, в отличие от соседствующих с ними эвенков.

У эвенов летние месяцы – июнь и июль назывались хэджэджэк. Каждое лето эвены горных районов Якутии кочевали с оленями на высокогорьях. Там они отмечали праздник эвинек (эви – играть, развлекаться, состязаться, петь и плясать национальный танец) или хэджэджэк (хэджэ – плясать хороводом). Во время праздника они восхваляли природу, танцевали, договаривались о браках и маршрутах кочевок. Похожие праздники этнографы наблюдали также у чукчей и коряков.

Фиксация эвенами встречи-праздника в календаре была естественна для кочевых народов. Это был не просто праздник, а событие, где решались хозяйственные и социальные вопросы.

Традиционный эколого-хозяйственный календарь со временем изменялся. Монгольская и китайская культуры дополнили календарь главными буддийскими праздниками. Казаки, осваивающие территории Сибири и Дальнего Востока, ввели общероссийский юлианский календарь. Постепенно малочисленные коренные народы адаптировали его для своих нужд.

Например, кочевые народы под влиянием русской культуры внедрили в обиход деревянные и костяные недельные и годовые календари. На календаре горизонтально расположенными насечками отмечено количество дней. Число таких горизонтальных линий равно числу месяцев. Для подсчета и указания дней использовали специальный деревянный штырек, который ежедневно передвигали в нужное отверстие.

Также был известен календарь старорусского происхождения пасхал. Это была костяная или деревянная палочка с двенадцатью делениями, между которыми зарубками отмечались православные праздники.



Старинный эвенский календарь, Магаданская область

 

Церковные христианские праздники проникали в жизнь аборигенов неравномерно. Особо сильное влияние происходило в тех местах, где коренные народы соседствовали с русскими крестьянами. Стоит отметить, что слово «праздник» они в основном употребляли только в отношении православных праздников, которые смогли адаптировать под свои нужды. Например, Покрова – начало зимней кочевки, Ильин день – когда ягоды созревают.

Также в традиционной культуре стали отмечать три варианта Нового года. В январе – тот, что соответствует европейскому Новому году. В мае отмечали традиционный для коренных народов. В начале сентября – начало нового года по старинному русскому календарю.

В советский период в календаре появились новые праздники, церковные же были запрещены. Добавили 8 марта, 23 февраля, День победы – 9 мая, День знаний – 1 сентября, День Октябрьской революции – 7 ноября и другие.

В конце ХХ века традиционные праздники из культуры аборигенов почти исчезли. Сейчас началось их возрождение.

Например, один из популярных восстановленных праздников у нанайцев и ульчей – медвежий праздник. Он связан с древним верованием в существование лесных людей. Когда-то давно они считались хозяевами таежных лесов. В некоторых источниках говорится, что они были первопредками людей. Главный символ праздника – медведь. Легенды говорят о том, что это не зверь, а лесной человек в шубе. Поэтому к медведю во время праздничных гуляний относились как к человеку. Знакомили с деревней, давали спать в доме, кормили. В конце медведя убивали. Перед убийством перед ним извинялись и просили не держать зла. Считалось, что душа медведя, помня о том, как с ним хорошо обращались люди, попросит благополучия для народа у предков.




Главное отличие таких праздников в том, что обрядовая роль почти исчезла. Уже мало кто припомнит, почему и зачем проводится тот или иной праздник. И сам праздник теперь называется театрализованным действием с элементами обряда, где на первый план выходят спортивные состязания, песни и пляски, а также традиционные угощения.


Автор Лариса Ковалева

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал образования Хабаровского края создан по инициативе КГБОУ ДПО ХКИРО. Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.