Инкубатор дальневосточной лингвистики - Олимпиада школьников в «Созвездии»



В феврале в Хабаровском краевом детском центре «Созвездие» завершился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. Зажглись «звёздочки» физики, математики, химии и других «школьных» наук.


Наш рассказ о галактике «Филология», а точнее о её лингвистическом созвездии «Русский язык». Филология – это наука о нашем родном языке, наука о будущем, футуристическая реальность.

Лингвистика стоит на страже качества речи. Человек, который «плохо» говорит, попадает в невыгодные ситуации.

Нормы русского языка меняются, появляются новые слова, что нашло отражение в олимпиадных заданиях. Современный русский язык отличается от древнерусского или старославянского, но знание истории языка помогает понять тенденции его развития.




Первое задание начинается исследованием текста современного автора. Оно было одинаковым для участников 9, 10 и 11 классов в следующей формулировке:

В стихотворении «Детское» одного современного поэта есть такие строки:

«Но сегодня ты с утра пел, готовил би́гос,

Ты был весел, мир был мил, крепок был союз,

Но морщинка на щеке – та, что я влюбилась,

Превратилась в тонкий шрам, в тот, что я боюсь. 

Ты поцеловал меня: приходи почаще,

Как всегда, на букве «о» губы округлив.

Я украла у тебя маленькое счастье,

И открыла за дверьми, вызывая лифт». 

Текст стихотворения приводится с сохранением авторской орфографии и пунктуации. 

Вопросы и задания: 1. Из какой части России родом готовивший бигос герой стихотворения? Какие строки данного текста позволяют это определить? Аргументируйте свой ответ.

Большая часть ребят указала на диалектное «оканье», свойственное северным говорам, которое отражено в речи лирического героя текста.

Сложнее для девятиклассников были вопросы, связанные с историей языка, отражённой в литературных текстах 20 века:

В одном из рассказов сборника «Исторические миниатюры» В.С. Пикуля читаем: «В конце 1734 года место президента в Академии наук оказалось “упалое”».  

Вопросы и задания:

1. В каком значении в этом предложении употреблено подчёркнутое слово? Укажите два синонима иноязычного происхождения с одним и тем же корнем: первым можно заменить прилагательное упалый, вторым – всё словосочетание упалое место.

2. Опишите четыре разных значения (оттенка значения) слова упалый, представленных в распространённых в XVIII–XIX вв. сочетаниях: 

1) упалая вода, 

2) упалая изба, 

3) упалая скотина,

4) упалый голос. 

3. Какой общий смысл их объединяет?

Участникам олимпиады следовало выстроить примерно такую логическую цепочку: в предложенном для анализа фрагменте текста слово «упалый» употреблено в значении «свободный, незанятый». Его можно заменить синонимичным прилагательным «вакантный», а всё сочетание «упалое место» — существительным вакансия (франц. vacance от лат. vacāre ‑ быть свободным, пустовать).

В представленных значениях (оттенках значения) слова «упалый» заложена общая идея спада, движения вниз (падение уровня воды; ухудшение условий жизни в избе; смерть как падение, невозможность двигаться (о животных), отсутствие сил в голосе).

Десятиклассникам и одиннадцатиклассникам предложили рассуждать на тему «нарратологии»:

В современной филологической науке – нарратологии – изучается строение повествовательного текста. Нарратологи полагают, что в тексте можно выделить особую инстанцию – виртуального рассказчика, который обладает рядом признаков. Виртуальный рассказчик описывает происходящие события и при этом:

1) находится либо а) рядом с персонажем, либо б) внутри персонажа (видит мир его глазами), либо в) далеко от персонажа (видит всю картину как бы сверху);

2) знает о происходящем а) то, что знает обычный посторонний наблюдатель; б) то, что знает персонаж; в) всё, что можно знать о происходящем;

3) говорит а) языком автора, б) языком самого персонажа.

Каждое предложение текста (или другой его фрагмент) можно охарактеризовать по всем трём параметрам, построив для каждого анализируемого фрагмента формулу типа 1а, 2а, 3б, которая будет означать, что виртуальный повествователь как будто находится рядом с персонажем, знает то, что знает любой другой человек, находящийся в том же месте, говорит не языком автора, а языком персонажа. 

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте по первым двум параметрам (1, 2) подобным образом следующие предложения из романа Бориса Акунина:

1) Мыльников выдернул из-под мышки револьвер и <…> открыл стрельбу на бегу.

2) У Евстратия Павловича были основания гордиться меткостью, движущуюся фигуру он обычно клал с пятидесяти шагов первой же пулей, 3) но тут просадил весь барабан, а попасть не сумел.

4) Чёртов японец бежал странно, то косыми скачками, то зигзагами – попробуй подстрели.

Участники олимпиады должны были определить, что во фрагменте «попробуй подстрели» представлена несобственно-прямая речь. При анализе второго предложения можно посчитать, что виртуальный рассказчик находится не рядом с персонажем, а далеко от него, поскольку обладает способностью окидывать события «мыслительным взором».

Можно ли не заблудиться без опытного проводника в этих лингвистических дебрях? Оказывается, да! Победителем в 9 классе стала Вероника Приходько из Лицея инновационных технологий г. Хабаровска, призёрами ‑ Валерия Гаврилова из школы № 1 рабочего поселка Солнечный Солнечного муниципального района, Светлана Гавриш из школы № 9 г. Амурска.

В 10 классе «всех мудрее» оказалась Полина Морозова из хабаровской гимназии № 3 имени М.Ф. Панькова, а в призёрах отмечена Нина Денисенко из многопрофильного лицея рабочего поселка Чегдомын Верхнебуреинского муниципального района.

Среди одиннадцатиклассников хабаровчан вытеснила с пьедестала первенства Анна Гололобова из школы № 2 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова г. Николаевска-на-Амуре.




Победители олимпиады по русскому языку 


Отличные показатели, сразу видно, что лингвисты «зреют» не только в дальневосточной столице – весь Хабаровский край растит звёзд отечественной филологии. Вот только лицо у неё всё больше девичье, а науке нужны новые Ломоносовы, профессора Ожеговы, академики Виноградовы…

Говорят, цыплят по осени считают, однако в «Созвездии» принято начинать отсчёт в начале года. Старт дан. Ждём результатов Всероссийского этапа, куда отправятся наши победители и призёры.


Автор Елена Крадожен-Мазурова

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.