С чего начиналась музыка у народов Саха?

Музыкальный инструмент - это не только орудие для воспроизводства музыки. Это материальный предмет культуры, отражающий эстетические представления людей. Изучение музыкальных инструментов и музыки рассказывает много о мировоззрении, миропонимании народа. Приоритетом ЮНЕСКО в 2003 году стало сохранение и популяризация нематериального культурного наследия, к которым относятся музыкальные инструменты.


Сегодня учёные в основном изучают музыкальные инструменты, которые значимы для концертного музицирования. А ведь многие несправедливо забытые архаические музыкальные инструменты могут рассказать о прошлых временах.

Существует понятие «архаичные фоноинструменты», иногда называют «звуковые инструменты» и «псевдоинструменты». Обычно о них мало знают даже учёные. Такие инструменты возникают стихийно из-за практической необходимости. Они недолговечны и, исполнив свою роль, бесследно исчезают. Ещё они по своей функции не связаны с практикой музицирования.

Сегодня мы расскажем вам о восьми самых интересных архаичных фоноинструментов Саха.

 

Детская погремушка из зоба птицы

Инструмент изготавливался легко. Брали наполненный пищей или камушками зоб птицы вместе с пищеводом. Зоб с одного конца надували и крепко связывали оба конца, так чтобы воздух не выходил. После высушивали. В результате получалась погремушка.

В древности такой инструмент бытовал у якутов амулетом и защищал от злых духов абаасы. Со временем ритуальная функция отошла на второй план, и погремушка стала детской игрушкой.

Изготовитель и фото Варвары Дьяконовой

 

Погремушка атаара

         Атаара представляла собой погремушку, которую охотники использовали в обрядовой деятельности. Осенью и весной охотники совершали «шумовую атаку» на птиц - «встречали» и «провожали».

         Атаара могла быть в виде деревянной коробочки, в которую помещали небольшие предметы. Или в виде нанизанных на веревку металлических пластин, или как рамный систр -  обод с тремя поперечно натянутыми струнами, на которые нанизаны звенящие пластинки.

 

Кольцо из конского волоса

         Очень любопытный музыкальный инструмент, который легко сделать самому. Он представлял собой веревку, сплетенную из конского волоса, на которою нанизывается кольцо из конского волоса. Кольцо делали диаметром  с человеческое лицо (примерно 20 сантиметров), а верёвку брали толщиной 3-4 сантиметра. Звук получался в момент трения волосяного конца о верёвку. У «музыканта» всегда имелось несколько колец разного диаметра, которые поочередно вдевались в верёвку. Чтобы получилось извлечь звук, надо было верёвку натянуть из стороны в сторону и постепенно перемещать кольцо то влево, то вправо.

 

Волосяная нить тыркыныыр

         Детская звуковая игрушка, напоминающая предыдущий музыкальный инструмент. Подобную игрушку дети до сих пор самостоятельно изобретают при помощи обычной нитки. У народов Саха она представляла собой сплетённую из конских волос тонкую нить. Во время игры один конец нити зажимали зубами, а другой наматывали на большой палец. После получившуюся натянутую струну задевали указательным пальцем. В зависимости от нахождения пальца на нити извлекался и разный звук. Также менялась высота звука, если нить была толще или тоньше.

         Играть на таком инструменте на публику невозможно. Получившийся звук слышит только «музыкант» в момент исполнения, через резонирующие зубы.

 

 


Музыкальный лук тирдиргиир

Название инструмента произошло от слова «тирдиргэт» – производить шум, похожий на звук «тирт».

Этот музыкальный инструмент представлял собой обыкновенный охотничий лук, встречающийся у многих народов. У Саха музыкальный лук не получил такого широкого распространения как у эвенков, эвенов, одулов и других народов.

При игре на музыкальном луке используют обычную стрелу на манер смычка. Исполнители ударяют стрелой по тетиве или водят стрелой по ней. Если ударять по тетиве лука в разных местах, изменится высота звука. В зависимости от перемещения стрелы меняется тембр звука.

У народов Саха тирдиргиир больше известен как детская игрушка. Возможно, ранее инструмент использовался в обрядовой деятельности. Утратив смысл в магическом действии, инструмент превратился в детскую игрушку. Но об этом учёные пока только предполагают, доказать эту гипотезу пока невозможно.

Игрушка изготавливалась из сухой тонкой деревянной палочки (ветка ивы, берёзы, лиственницы). К её концам привязывали тетиву из конского волоса. Удерживая лук посередине, указательным и большим пальцами хватали нитку, оттягивали в сторону и резко отпускали.

 

Ударяемая доска лоҕуор или былаайахтаах хаптаhын

По сведениям Марка Жиркова, у якутов существовали инструменты, которые использовались для сбора общины на собрания. Делались исключительно из дерева. Назывались они «поколотками с металлическими струнами и побрякушками». Чтобы извлечь звук из такого инструмента, по струнам ударяли лопаткой.

Выделяют два вида лоҕуор:

·        лоҕуор или былаайахтаах хаптаhын

Представляет собой небольшую прямоугольную доску с деревянной колотушкой.


                   


·        Аарыктаах хаптаһын или аарыктаах лоҕуор

Это небольшая прямоугольная доска, к которой прикреплена железная проволока с погремушками. Если её перевернуть, то на обратной стороне будут натянуты три металлических струны. Звук извлекали при помощи деревянной колотушки. Металлические струны были нужны для того, чтобы звук получился как можно громче и реще.


    


Вертикальный щелевой барабан дьөлөккөй күпсүүр

         Сэсэн Боло, основываясь на рассказах шамана Хабырыыс, даёт такое описание музыкального инструмента – «Огромная полая лиственница без коры и установленная широкой стороной вверх. По ней ударяли деревянной палкой только дважды в течении жизни каждого человека. Так отмечались важные события, когда менялся социальный статус человека – во время свадьбы, при встрече невесты и после смерти человека у его могилы.»

         Иоаким Избеков описал инструмент так : – «Полая лиственница длиной 2-6 метров. Будущий инструмент ставят полой стороной вверх и делают 3 отверстия. Играть на таком музыкальном инструменте можно было только в сопровождении ритуального танца. По нему били колотушкой из берёзы величиной с кулак и обтянутой невыделанной кожей.»

         Получается, что щелевой барабан в традиционной культуре народов Саха выполнял в разное время две функции: известить о свадьбе или похоронах, а также задать ритм во время ритуального танца.

 

 


Ойдуо

         Ойдуо - один из немногих духовых архаичных инструментов Саха, который продолжает звучать в наше время.

         Музыкальный инструмент конусовидной формы и длиною 110-120 сантиметров. Дульце инструмента в момент звукоизвлечения плотно прижимается к губам. Диаметр отверстия не превышал размеров спичечной головки.

Термин «ойдуо» предположительно берёт начало от якутского слова «ой дуораана». В переводе на русский язык – «эхо». Ойдуо издаёт красивый раскатистый звук, слышный на большом расстоянии.




         В старые времена у якутов существовал ещё один вариант ойдуо – туос ойдуо (берестяная труба). Сохранилась легенда, которая рассказывает как холостые мужчины выходили ночью во двор. Они забирались на самое высокое место и там громко напевно выкрикивали «ай-дуо». После мужчины просили богиню Аи послать им жён.

         В исторических источниках указано, что туос ойдуо у народа саха состоял из большого кузова с двумя отверстиями в днище. В них вставляли три дудочки. В эти дудочки кричало трое мужчин разного возраста. В криках были зашифрованы послания приветствия духам местности, духам покровителям скота и семьи.



Участник инструментального ансамбля  «Алгыс» с ойдуо


 С большим трудом удается собрать информацию о древних музыкальных инструментах. В основном это обрывочные и туманные данные из фольклора, реже записи полевых наблюдений этнографов. Но, несмотря на сложности изучения, сегодня ученые выделяют следующие отличительные признаки архаических инструментов:

·        Обладают одним голосом;

·        Нет стабильных размеров, изготавливают из подручных материалов (стебель травы, рыбий пузырь, лопатка оленя, ствол дерева и другие);

·        Одноразовые или временные;

·        Легко изготовить.

Древние инструменты служили неотъемлемой частью обрядов, ритуалов, повседневного бытового уклада, традиционного образа жизни народа. Сегодня архаичные музыкальные инструменты активно используются наравне с современными музыкальными инструментами. 


Автор Лариса Ковалева

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.