Нанайский Новый Год: обряды, бионси и Чернолесье

Декабрь… Время, когда в самую главную, волшебную ночь всего года, в Новогоднюю ночь, должно произойти что-то чудесное в нашей жизни.

Мы привыкли встречать Новый год в кругу семьи, готовить огромное количество блюд на свой стол, украшать елку и весь дом. Эти традиции достались нам и существуют по сей день со времён Указа Петра I  «О праздновании Нового года». Именно при этом государе 1 января 1700 г. прошел первый парад на Красной площади, а вечером небо озарилось огнями праздничного фейерверка. Люди стали украшать деревья и дарить друг другу новогодние подарки.




История появления данного праздника на Руси хоть немного известна каждому, а вот об особенностях празднования Нового года коренными малочисленными народами, проживающими на территории Дальнего Востока, знают единицы.

Один из немногих специалистов в данной сфере Леонид Сунгоркин, председатель Хабаровской Краевой Общественной Организации «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья» поделился с «Бутылкой Клейна» знаниями о праздновании Нового года у нанайцев.




Леонид Сунгоркин


Культура дальневосточных народов неотделима от маньчжурской. Современные земли Приамурья отошли к России по Айгунскому и Пекинскому договорам 1858-1860 г.г., раннее они входили в состав КНР. Поэтому огромный пласт культурного наследия взят именно у китайского народа, в том числе и дата празднования Нового года выбрана нанайцами по восточному календарю.

Конечно, в наше время Новый год нанайский народ отмечает так же, как и все: в период с 31 декабря по 1 января, собираясь с друзьями или в кругу семьи. Но Новый год со старейшинами, бабушками и дедушками, празднуется по восточному календарю. Дата празднования рассчитывается старейшиной и обычно выпадает на конец января – середину февраля.




Важное значение Нового года у нанайских племен – это поминание предков. В день, перед новогодней ночью, проводятся обряды обращения к духам, дабы весь следующий год прошел благополучно. Интересно, что обряды следует проводить днем, так как задабриваются «добрые» духи. В обрядах используют багульник болотный и рисовую водку. Следует отметить, что алкоголь применяется только в обрядах, за праздничным столом он не употребляется.

Небо, населенное духами, влияющими на жизнь людей, по представлениям нанайцев, разделялось на девять сфер. У каждой сферы был свой бог. Большие подаянии и мольбы во время новогодних обрядов были обращены к «главному божеству» Боа Эндури, живущему на девятом небе.  Во время молений нанайские семьи просили о здоровье, благополучии и удаче на промысле на весь следующий год.

По традиции, Новый год наступает только с рассветом следующего дня. Чтобы скоротать время ожидания восхода солнца, старейшины рассказывали сказки, легенды, связанные с народом, тем самым передавая обычаи и традиции предков. Интересно то, что рассказчик должен был уметь имитировать голоса животных, людей и даже неживой природы, тогда все рассказы приобретали дополнительную окраску и лучше запоминались новым поколением.

Праздник не обходился без новогоднего ужина. Как ни странно, но самое главное блюдо на столе у нанайцев в Новый год – нанайские пельмени бионси, похожие по форме на китайский слиток золота или серебра, символизировавший достаток. На столе присутствовали различные рыбные блюда, так как рыбная ловля – основная отрасль хозяйства нанайского народа. Обязательной была строганина из замороженной рыбы (пиарма), Таксан (рыбий паштет) и приветствовалась свинина, так как она тоже символизировала, что наступающий год будет богатым.




Нанайский народ известен своим бережным отношением к природе. Интересный факт: каждая семья или род имеют свое «тотемное» животное, которое становится вроде семейного герба. Поэтому у нанайцев исключен такой ритуал, как рубка новогоднего дерева – ели. Семья, живущая в деревне, всегда высаживает елку во дворе дома и украшает её перед праздником. В этом традиции нанайцев ничем не отличаются от русских или китайских.

Современники стараются не забывать традиции предков, даже внося что-то новое в празднование Нового года, чтобы молодые поколения интересовались историей своего народа. Но, к сожалению, влияние современного общества берёт верх, и традиции народа, который жил на Дальнем Востоке еще до прихода на данную территорию славян, постепенно угасают и теряют свою значимость.

Во время беседы Леонид предложил инициировать этнографический проект о внедрении празднования нанайского Нового года в г. Хабаровске и близлежащих территориях. В Чернолесье (село в Хабаровском районе Хабаровского края) находятся земли, принадлежащие нанайцам. Можно создать легенду о том, что именно там живет нанайский Дедушка Мороз со своей внучкой в национальной избушке, ездит на собачьей упряжке. Леонид представляет нам  нанайского Деда Мороза так: «Это не вычурный сказочный персонаж, а обычный человек, прошедший войну, повидавший мир и стремящийся передать свои знания и накопленный опыт детям». Ведь именно из-за такого печального обстоятельства как война, нанайцы  вынуждены были покидать свои деревни, мужчины шли на фронт, а затем по приезду рассказывали своим детям и внукам о том, через что прошли.

В наше время существует множество новогодних развлечений для детей и их родителей. Но если реализовать предложенный этнографический проект о нанайском Дед Морозе, то дети (да и их родители тоже), живущие на Дальнем Востоке, смогут больше узнать о народах, которые являются неотъемлемой частью истории самого региона, об их традициях и обычаях.


Автор Виктория Абрамова

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.