ГЛАВНЫЕ ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ. КАК ЭТО БЫЛО В ХАБАРОВСКЕ?

«…Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сияли на темных ветках, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!..». Помните эти первые строчки из гоффмановского (Эрнест Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель, эпохи романтизма. Прим. автора) «Щелкунчика»? Я почему-то помню их с детства наизусть. И, кажется, в них вся волшебная атмосфера предвкушения новогоднего или рождественского чуда, ибо речь в сказке идет о Рождестве.

У нас же главный праздник – Новый год, с первого по тринадцатое, как в песне поётся. Но всё немного перемешалось: мы с удовольствием смотрим американские рождественские фильмы следом за «Иронией судьбы», нарезая «Оливье», пишем новогодние обещания, вешаем носки для подарков и наш Дед Мороз частенько носит костюм Санта Клауса. Так какой он, главный праздник зимы? Откуда он пришел?

 

Я не случайно начала с Германии. И не потому что пишу эту статью здесь в самый разгар рождественской подготовки, а потому что традиция новогодней ёлки пришла именно отсюда.

Есть версия, что у германских народов существовал древний обычай украшать ель свечами и пёстрыми лоскутками, которые со временем заменили яблоками и сладостями. А по мнению Р. Бауэррейса, немецкая рождественская ель восходит к райскому дереву предрождественской мистерии — 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. А украшение яблоками напоминало о плодах райского дерева. Церковь во все времена и во всех странах предпочитала принять в свое лоно то, что не могла изменить в укладе людей. Конечно, есть ещё много кровавых теорий, но так или иначе, ёлочки, устанавливаемые в домах, стали частью атмосферы нового чуда. Сама же вечнозелёная стала символом воплощением надежды на новую жизнь и обновления. И постепенно празднование Рождества стало популярным по всей Европе.

 

Королева Виктория, принц Альберт и их дети, журнал «Illustrated London News»

 

Что касается России, то главный зимний праздник ввёл Пётр I. Из школьной программы многие помнят о петровском указе от 20 декабря 1699 года о переходе летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова по юлианскому календарю. Поэтому теперь новолетие, которое «по примеру всех христианских народов прежде отмечалось на Руси 1 сентября» стали отмечать 1 января. Однако, главный символ праздника – ёлка, пришла в дом аж через полтора века по инициативе княгини Александры Фёдоровны, и в последующие годы она устанавливалась в Золотой гостиной Зимнего дворца.  Но до популяризации было ещё далеко. Только в начале 1840 годов можно найти упоминание о немецком обычае, который переняли в нашей стране, а затем и необыкновенная популярность украшать вечнозелёное дерево орехами, яблоками, кистями винограда. И вот уже в конце 1848 г. Ф.М. Достоевский упоминает в своём рассказе «Ёлка и свадьба» ёлку как нечто общеизвестное. Через четыре года устраивается первая публичная ёлка, с которой начинается традиция ставить этот символ нового года в театрах, клубах и собраниях. Вместе с этим менялся и её облик: вешались всевозможные украшения, бусы, хлопушки и игрушки.

Если со столицей, где быстро подхватывались новые веяния, всё понятно, то как праздновали Новый год в краях удалённых? Подготовка к празднику ознаменовывалась объявлениями в газетах о начавшейся продаже ёлочных украшений в магазинах, о поступлении в продажу маскарадных костюмах, объявлениями о праздничных мероприятиях и благотворительных программах. Сам праздник начинался Рождественским Сочельником 24 декабря по старому стилю, с первой звезды и ночной рождественской службы в церкви, которая заканчивалась в пять часов утра.

Вот выдержки из газет той эпохи: «Приамурские ведомости»: «26 декабря настоящего года Комитет Хабаровского благотворительного общества предполагает устроить Лотерею-аллегри в Военном собрании…» (ПВ, и далее - Приамурские ведомости. - 1896. - 1 дек.).

«Сезон праздничных увеселений наступает и обещает быть довольно разнообразным: в Хабаровском Общественном собрании во время предстоящих праздников Рождества Христова, назначены: танцевальный вечер - 27-го, членский маскарад - 29-го, танцевальный вечер и встреча Нового года - 31-го (за бокал шампанского уплачивается 1 рубль по подписному листу у швейцара собрания). 1-го января устраивается вечер в помощь нуждающимся учащимся, 3-го танцевальный вечер» (ПВ. - 1901. - 23 дек.).

Появляются объявления и первых корпоративах, о которых сообщают всё те же «Приамурские ведомости»: «…Новое помещение Хабаровского Общественного собрания дает возможность хабаровскому обществу поздравить всех своих знакомых и близких с Новым годом, сделать это без всяких хлопот и утомительных разъездов по городу. 1-го января предоставляется видеть друг друга в одном месте и провести время визитов в одной компании: это будет и приятно и нехлопотливо ни для поздравляющих, ни для принимающих поздравления. На время визитов с 12 до 4 дня в собрание приглашаются и дамы, принять и дать поздравления».

Возникают даже соперничество между обществами в организации мероприятий. Например, между Военным и Общественным Собранием: «…В Военном собрании встреча Нового года прошла с редким оживлением, при многолюдном стечении посетителей. Вместе с тем в этот день в собрании был назначен танцевальный вечер, удавшийся как нельзя лучше. В полночь, с первым боем часов, танцы были прерваны, запенились бокалы, раздались взаимные поздравления, благопожелания, тосты… Веселье затянулось до четырёх часов» (Крадин, 1999: 77-80).

В Рождество проводятся службы для высших и нижних чинов отдельно, за которым следуют пение гимна и орудийный салют. Изредка, в виду сильных морозов, даже проводился парад войсками. Так же ёлки проводятся для учащихся городских образовательных заведений. Это «был весёлый семейный праздник, где весело отдыхали от школьной жизни и набирались новых сил на новые труды» (ПВ. - 1898).

 

Ёлка у Приамурского генерал-губернатора, 1894 г., Н.И. Гродеков , С.М. и В.Ф. Духовские

 

Не обходили стороной и служивый люд с их семьями. К примеру, в 10-м Восточно-Сибирском линейном батальоне, стоявшем в самом городе, кроме устройства ёлки для солдатских детей и семей, устраивались различные развлечения, в том числе и самодеятельные спектакли, которые разыгрывались в столовой батальона. Спектакли открывались исполнением гимном «Боже, Царя храни» под аккомпанемент оркестра перед портретом государя императора. Все роли, в т. ч. женские, исполняли нижние чины батальона. Спектакли сменяли танцы, после которых гостям предлагали угощение.

 

С.М. и В.Ф. Духовские на детской елке в Хабаровске. Рис. Байдака Д.Н.

 

С Рождества начинались всевозможные народные развлечения, ярмарки, гуляния. Продавцы предлагали от всевозможные угощения российского и иностранного производства. Здесь можно было согреться чашкой горячего чая из постоянно кипящих самоваров. Но за распитием горячительных напитков следили строго городской голова и полицмейстер.

Несмотря на то, что в Хабаровске была распространена традиция семейных вечеров, проводившихся, чаще всего, в Общественном и Военном заведениях, Новый год был семейным праздником. Вот что написала местная газета в 1897 году по поводу вечера в честь Нового года: «31 декабря в Общественном собрании состоялся очередной семейный вечер, который нельзя назвать удачным, по сравнительному малолюдству. В предыдущем году этот вечер протекал в собрании не сравнительно с большим оживлением».

Как и теперь, рождественские и новогодние праздники продолжались в Хабаровске более недели. Всё заканчивалось 6 января после Крещения, а уже 7 января начиналась повседневная, трудовая жизнь до следующих празднеств.


Автор Анастасия Ходарева

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.