ГЛАВНЫЕ ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ. КАК ЭТО БЫЛО В ХАБАРОВСКЕ?

«…Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сияли на темных ветках, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!..». Помните эти первые строчки из гоффмановского (Эрнест Теодор Амадей Гофман, немецкий писатель, эпохи романтизма. Прим. автора) «Щелкунчика»? Я почему-то помню их с детства наизусть. И, кажется, в них вся волшебная атмосфера предвкушения новогоднего или рождественского чуда, ибо речь в сказке идет о Рождестве.

У нас же главный праздник – Новый год, с первого по тринадцатое, как в песне поётся. Но всё немного перемешалось: мы с удовольствием смотрим американские рождественские фильмы следом за «Иронией судьбы», нарезая «Оливье», пишем новогодние обещания, вешаем носки для подарков и наш Дед Мороз частенько носит костюм Санта Клауса. Так какой он, главный праздник зимы? Откуда он пришел?

 

Я не случайно начала с Германии. И не потому что пишу эту статью здесь в самый разгар рождественской подготовки, а потому что традиция новогодней ёлки пришла именно отсюда.

Есть версия, что у германских народов существовал древний обычай украшать ель свечами и пёстрыми лоскутками, которые со временем заменили яблоками и сладостями. А по мнению Р. Бауэррейса, немецкая рождественская ель восходит к райскому дереву предрождественской мистерии — 24 декабря западными христианами отмечалась память Адама и Евы. А украшение яблоками напоминало о плодах райского дерева. Церковь во все времена и во всех странах предпочитала принять в свое лоно то, что не могла изменить в укладе людей. Конечно, есть ещё много кровавых теорий, но так или иначе, ёлочки, устанавливаемые в домах, стали частью атмосферы нового чуда. Сама же вечнозелёная стала символом воплощением надежды на новую жизнь и обновления. И постепенно празднование Рождества стало популярным по всей Европе.

 

Королева Виктория, принц Альберт и их дети, журнал «Illustrated London News»

 

Что касается России, то главный зимний праздник ввёл Пётр I. Из школьной программы многие помнят о петровском указе от 20 декабря 1699 года о переходе летосчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова по юлианскому календарю. Поэтому теперь новолетие, которое «по примеру всех христианских народов прежде отмечалось на Руси 1 сентября» стали отмечать 1 января. Однако, главный символ праздника – ёлка, пришла в дом аж через полтора века по инициативе княгини Александры Фёдоровны, и в последующие годы она устанавливалась в Золотой гостиной Зимнего дворца.  Но до популяризации было ещё далеко. Только в начале 1840 годов можно найти упоминание о немецком обычае, который переняли в нашей стране, а затем и необыкновенная популярность украшать вечнозелёное дерево орехами, яблоками, кистями винограда. И вот уже в конце 1848 г. Ф.М. Достоевский упоминает в своём рассказе «Ёлка и свадьба» ёлку как нечто общеизвестное. Через четыре года устраивается первая публичная ёлка, с которой начинается традиция ставить этот символ нового года в театрах, клубах и собраниях. Вместе с этим менялся и её облик: вешались всевозможные украшения, бусы, хлопушки и игрушки.

Если со столицей, где быстро подхватывались новые веяния, всё понятно, то как праздновали Новый год в краях удалённых? Подготовка к празднику ознаменовывалась объявлениями в газетах о начавшейся продаже ёлочных украшений в магазинах, о поступлении в продажу маскарадных костюмах, объявлениями о праздничных мероприятиях и благотворительных программах. Сам праздник начинался Рождественским Сочельником 24 декабря по старому стилю, с первой звезды и ночной рождественской службы в церкви, которая заканчивалась в пять часов утра.

Вот выдержки из газет той эпохи: «Приамурские ведомости»: «26 декабря настоящего года Комитет Хабаровского благотворительного общества предполагает устроить Лотерею-аллегри в Военном собрании…» (ПВ, и далее - Приамурские ведомости. - 1896. - 1 дек.).

«Сезон праздничных увеселений наступает и обещает быть довольно разнообразным: в Хабаровском Общественном собрании во время предстоящих праздников Рождества Христова, назначены: танцевальный вечер - 27-го, членский маскарад - 29-го, танцевальный вечер и встреча Нового года - 31-го (за бокал шампанского уплачивается 1 рубль по подписному листу у швейцара собрания). 1-го января устраивается вечер в помощь нуждающимся учащимся, 3-го танцевальный вечер» (ПВ. - 1901. - 23 дек.).

Появляются объявления и первых корпоративах, о которых сообщают всё те же «Приамурские ведомости»: «…Новое помещение Хабаровского Общественного собрания дает возможность хабаровскому обществу поздравить всех своих знакомых и близких с Новым годом, сделать это без всяких хлопот и утомительных разъездов по городу. 1-го января предоставляется видеть друг друга в одном месте и провести время визитов в одной компании: это будет и приятно и нехлопотливо ни для поздравляющих, ни для принимающих поздравления. На время визитов с 12 до 4 дня в собрание приглашаются и дамы, принять и дать поздравления».

Возникают даже соперничество между обществами в организации мероприятий. Например, между Военным и Общественным Собранием: «…В Военном собрании встреча Нового года прошла с редким оживлением, при многолюдном стечении посетителей. Вместе с тем в этот день в собрании был назначен танцевальный вечер, удавшийся как нельзя лучше. В полночь, с первым боем часов, танцы были прерваны, запенились бокалы, раздались взаимные поздравления, благопожелания, тосты… Веселье затянулось до четырёх часов» (Крадин, 1999: 77-80).

В Рождество проводятся службы для высших и нижних чинов отдельно, за которым следуют пение гимна и орудийный салют. Изредка, в виду сильных морозов, даже проводился парад войсками. Так же ёлки проводятся для учащихся городских образовательных заведений. Это «был весёлый семейный праздник, где весело отдыхали от школьной жизни и набирались новых сил на новые труды» (ПВ. - 1898).

 

Ёлка у Приамурского генерал-губернатора, 1894 г., Н.И. Гродеков , С.М. и В.Ф. Духовские

 

Не обходили стороной и служивый люд с их семьями. К примеру, в 10-м Восточно-Сибирском линейном батальоне, стоявшем в самом городе, кроме устройства ёлки для солдатских детей и семей, устраивались различные развлечения, в том числе и самодеятельные спектакли, которые разыгрывались в столовой батальона. Спектакли открывались исполнением гимном «Боже, Царя храни» под аккомпанемент оркестра перед портретом государя императора. Все роли, в т. ч. женские, исполняли нижние чины батальона. Спектакли сменяли танцы, после которых гостям предлагали угощение.

 

С.М. и В.Ф. Духовские на детской елке в Хабаровске. Рис. Байдака Д.Н.

 

С Рождества начинались всевозможные народные развлечения, ярмарки, гуляния. Продавцы предлагали от всевозможные угощения российского и иностранного производства. Здесь можно было согреться чашкой горячего чая из постоянно кипящих самоваров. Но за распитием горячительных напитков следили строго городской голова и полицмейстер.

Несмотря на то, что в Хабаровске была распространена традиция семейных вечеров, проводившихся, чаще всего, в Общественном и Военном заведениях, Новый год был семейным праздником. Вот что написала местная газета в 1897 году по поводу вечера в честь Нового года: «31 декабря в Общественном собрании состоялся очередной семейный вечер, который нельзя назвать удачным, по сравнительному малолюдству. В предыдущем году этот вечер протекал в собрании не сравнительно с большим оживлением».

Как и теперь, рождественские и новогодние праздники продолжались в Хабаровске более недели. Всё заканчивалось 6 января после Крещения, а уже 7 января начиналась повседневная, трудовая жизнь до следующих празднеств.


Автор Анастасия Ходарева

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал образования Хабаровского края создан по инициативе КГБОУ ДПО ХКИРО. Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.