О чём говорят скульптуры рыб?

О рыбе и её месте в культуре региона. Зачем её стали добывать? Как она заставила людей строить постоянные жилища? Почему есть космический лось, но нет космического лосося? Как использовались каменные и металлические фигурки рыб?


Рыбные промыслы на Дальнем Востоке всегда играли важную роль в жизни региона. Это подтверждают и археологические памятники с изображением рыб, и ритуальные комплексы, посвященные рыбе и некоторым морским животным. Самый ранний такой комплекс был обнаружен Николаем Диковым в 1979 году на стоянке Ушки I (Камчатка).

Благодаря археологическим данным известно, что рыба становится обязательной пищей обитателей Приамурья с конца плейстоцена и начала раннего голоцена. В этот временной промежуток происходят климатические изменения на планете. Исчезают промысловые животные ледникового периода (мамонт, шерстистый носорог). Возникает необходимость поиска новых условий существования. В низовьях Амура новым источником пищи стала рыба. Первыми в регионе освоили рыболовство представители осиповской культуры. Название культура получила от селения Осиповка, находившегося некогда у железнодорожного моста через Амур у Хабаровска. Самая древняя керамика на территории России относится к осиповской культуре.

Постепенно рыбный промысел на Амуре занимает первое место, вытеснив на второй план все остальные. Благодаря новому источнику пропитания происходит трансформация культуры и привычного уклада жизни древних племен. Они становятся оседлыми. Это подтверждает археологический памятник, найденный в нижнем слое поселения Хуми I. Это конструкция постоянного жилища в виде остатков котлована полуземлянки.

Амур подчинил себе жизнь представителей осиповской культуры. Теперь главными событиями года становятся летняя и осеняя путины. Нерест лосося – время, когда жизнь каждого члена племени посвящена вылову рыбы и её дальнейшей консервации на зиму. До сих пор эти два события остаются основными в жизни малочисленных народов Приамурья.

Несмотря на всю важность рыбного промысла в жизни региона, рыба так и не заняла особое место в мифологии жителей Амура. Этнографы часто фиксируют, как основное промысловое животное начинает занимать главенствующее положение в мировосприятии  народа. Например, у наших соседей с сибирской территории главным объектом промысла был лось. Добыче этого животного был подчинен весь жизненный уклад. Постепенно лось занял особое место в миропонимании древних племен. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки, где лось главный герой. А в фольклоре этнографы прослеживают сюжеты о космическом лосе как отождествлении Вселенной. 

1.jpg


2.jpg


Но на территории Приамурья такое не произошло. Ни наскальных рисунков, ни фольклорных сюжетов о лососе, да и вообще о рыбе зафиксировано не было. Древние племена, проживающие на территории Амура, считали, что рыба - это посланные к людям дары от хозяина реки. Лосося ждали как желанного гостя, как дар за почитание водного хозяина. И вся обрядовая деятельность была направлена на привлечение гостя и для обрядов инициации.

Например, археологический комплекс, открытый Николаем Диковым на Чукотском полуострове в могильнике VIII в. н.э., использовался для обрядов инициации. Это было выложенное камнями изображение в форме кита. Тут же были обнаружены фрагменты посуды, каменный нож, части железных изделий. Благодаря этим сопутствующим предметам археологи смогли доказать, что в этом комплексе происходили ритуальные действия.  Здесь молодой парень становился охотником-китобоем. Похожий комплекс был обнаружен на территории Камчатки и был связан с красной рыбой. Два этих примера ярко иллюстрируют о значимости рыбы не только для жителей Приамурья, но и всего Дальневосточного региона.

О важности рыбы для народов Амура говорят такие археологические находки, как фигурки в форме рыб.

В коллекциях Комсомольского краеведческого музея хранится одно из первых изображений лосося обнаруженное на стоянке Гончарка I.

Похожее изображение, но уже другой рыбы, было найдено в поселении Хуми I. Это фигурка в форме рыбы из халцедона белого цвета достаточно маленьких размеров. Каменная рыбка похожа на карася. Один конец фигурки оформлен округлой выемкой – рот рыбы. Другой конец оформлен мелкой ретушью – хвост рыбы. Небольшими выступами с двух боков обозначены плавники. 

3.jpg


Другое изображение рыбы, хранящееся в фондах музея, относится к более позднему этапу каменного века. Эта фигурка из яшмы красного цвета. Обнаружена в 1989 году. В отличии от предыдущей, она больше напоминает рыбу. Голова её сливается с верхним плавником. Нос плавно переходит в брюшко. Тело рыбки уже отделено от хвоста. На фигурке изображен только один плавник, но он тщательно выделен.   

4.jpg


Фигурки рыб эпохи металлов сохранились хуже своих предшественников. В основном в краеведческих музеях Дальнего Востока представлены лишь фрагменты.

По целой фигурке, сохранившейся до нашего времени видно, что сделана она достаточно грубо и уже вторично не обрабатывалась. Считается, что такие схематичные изображения бросались в воду во время ритуала для привлечения богатого улова – «кормление воды». Также существует версия, что такие изображения рыб служили приманкой типа блесны для рыбной ловли.

5.jpg


Особо интересна фигурка рыбки, датированная концом XIX века. Она была найдена среди предметов погребального инвентаря, где преобладали сосуды маньчжурского типа. И фигурка была китайского производства. Изображение выполнено на нефритовой плитке и с большой художественной точностью. Отчётливо изображены голова, тело, хвост и неизвестная внешняя деталь. В настоящее время ученые не знают подобного органа у рыбы. Эта рыбка могла быть амулетом, либо грузилом. Находят похожие фигурки не только на территории Хабаровского края, но и в Приморье.        

6.jpg


Рыба всегда была главной частью жизни населения Приамурья. Её не только употребляли в пищу, но и активно использовали в повседневной жизни. Из рыбьей кожи издревле вываривался клей. Из неё шили одежду аборигены Амура, за что в китайских летописях их называли юй-пидацзы — «рыбьекожие варвары». До сих пор рыба - один из важных экономических ресурсов региона, и жизнь коренных малочисленных народов зависит от неё.


Автор Лариса Ковалева

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.