Дю, который построил нивх. Традиционное жилище аборигенов Дальнего Востока (время прочтения - 4 минуты)

Как назвать дом на языке тунгусо-маньчжурских народов? Как образ жизни аборигенов отражался на их жилище? Что такое «медвежьи амбары» и каны? Зачем нужны эхалаку? Какие характерные особенности чума? Почему раньше женщина владела домом?

      Термин «дю» в языках тунгусо-маньчжурских народов означает «дом, жилище». Это слово употребляют и для названия палатки, и для традиционного жилища, и для современного многоквартирного дома. Для коренных малочисленных народов Дальнего Востока «…все жилища, в которых мы живём, считаем дю – больше дома у нас нет».

        Жилые постройки коренных малочисленных народов Дальнего Востока зависели от образа жизни аборигенов. Там, где преобладал осёдлый образ жизни, жилища строились поближе к месту промысла. Кочевники же создавали дома, которые удобно переносить с места на место. При этом постоянным жилищем считалось преимущественно зимнее. Летнее - было недолговечным и переносным.

      Например, рыбаки-ульчи, у которых преобладал осёдлый образ жизни, старались селиться поближе к воде. Если посмотреть на поселения сверху, то увидим, что комплексы построек прилегают к береговой полосе. Улиц в таких поселениях не было. Только узенькие тропинки, скрывающиеся в траве и кустарниках. В таком традиционном селении было от одного до пяти жилищ, расположенных настолько далеко друг от друга, что соседи ходили друг к другу в гости не по земле, а по воде.

к-1.jpg

      Усадьбы аборигенов, ведущих преимущественно осёдлый образ жизни, обустраивались одинаково. Полоса берега ничем не застраивалась. Здесь стояли лодки. Рядом - сушила для сетей и неводов (несколько горизонтальных жердей на стойках высотой 1,5 - 2 метра). Далее - вешала для юколы. Сами зимние жилища возводили позади этих построек. Ещё дальше ставили амбары.

к-2.jpg

      В старых селениях позади основного жилища строили «медвежьи амбары», стараясь расположить их максимально близко к тайге. Например, у ульчей сильдэ такту («медвежьи амбары») - срубы на сваях, с двухскатными крышами. В них хранилось снедь, необходимая для медвежьего праздника. Рядом стояли срубы без крыш — коори. В них содержали медведей до праздника.

к-3.jpg

Медвежий сруб и столбы для привязи, ст. Чингай на зимнике. Рисунок А.С. Колосовский

       Конструкции традиционного зимнего жилища нанайцев, ульчей, нивхов имели сходство. Отличия только в планировке и некоторых деталях. Это было однокамерное жилище, без перегородок. Каркас состоял из вертикальных столбов, а стены из горизонтальных брёвен, укреплённых между столбами. Концы брёвен заостряли и вставляли в пазлы каркасных столбов. Образовавшиеся промежутки между брёвнами забивали мхом. Снаружи стены дома дополнительно обмазывали глиной. Средняя площадь такого жилища - 30-50 м².

     Крыша дома покрывалась травой и землёй. Окна в традиционном жилище не стеклили, а затягивали рыбьей кожей. В одной из поперечных стен под крышей прорубали окно для вентиляции. Интересен способ отопления таких домов - система обогрева кан.

      Описание устройтва системы канов в традиционном зимнем жилище ульчей находим у Анны Смоляк1. Дом отапливался двумя очагами, изготовленными из камней, скреплённых между собой глиной. Очаг, располагающийся в передней части дома, назывался пуску тава. Второй, напротив входа - гочи тава. К очагу примыкал кан нака – низкие (60-70 см) и широкие (до 2 м) нары, изготовленные из плоских каменных плит. Под нарами проходили два канала холи – дымоходы для очагов, через которые кан обогревался. Каналы, скрытые под канами, соединялись в выводном наружном дымоходе, соединённом с вертикальной трубой. Такую трубу располагали на расстоянии от 3 до 5 м от жилища. Также в традиционных жилищах ульчей стояли маленькие жаровни эхалаку. Это металлическая тарелка или котелок на трёх ножках с горячими углями. Над эхалаку грели руки и раскуривали трубки.

1.png

к-4.jpg

Макет традиционного жилища (экспозиция Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова)

      Жизнь внутри дома аборигенов Дальнего Востока была сосредоточена вокруг системы канов. На них отдыхали: мужчины, скрестив ноги; женщины, поджимая ноги под себя; а старики, сидя на корточках. Сидя на канах, принимали гостей и ели, придвинув для удобства маленькие низкие столики. На канах работали и готовились к летнему промысловому сезону: делали нитки, вязали сети, изготавливали одежду. Спали также на канах, застеленных матерчатыми тюфяками и тонкими квадратными подушками, укрываясь одеялами.

к-5.jpg

Интерьер традиционного жилища ульчей (рисунок Е.И. Мейер)

       В бедных семьях постельные принадлежности отсутствовали: вместо одеял укрывались старыми халатами из рыбьей кожи. Небогатые семьи не могли себе позволить мебель в жилище, а иногда и отдельного жилища, занимая часть канов в общем большом доме. В таком доме одновременно проживало несколько семей.

      Традиционное жилище кочевых народов Дальнего Востока сильно отличалось. А самое главное оно было переносным.

      Основной вид жилища для кочевых малочисленных народов - чум. Тунгусский чум состоит из 2-3-4 шестов, упирающихся верхушками друг в друга. Вершины для надёжности связывали или перекрещивали. Очажный крюк крепился к горизонтальной жерди, соединённой с остальными жердями чума.

к-6.jpg

Строение чума эвенков. Комп. графика Коваль А.П.

      В научной литературе выделяют два вида традиционного жилища кочевых народностей: чум конический и цилиндро-конический.

      О коническом виде жилища в этнографии известно мало. Подробно описан и задокументирован второй типа чума. Анна Сирина2 считает, что коническое жилище просуществовало сравнительно мало. Учитывая, что значительного различия между двумя видами чумов нет, а их конструкции идентичны, на сегодняшний день этнографы приходят к выводу, что цилиндро-коническое жилище - усовершенствованная модель конического чума.

2.png

      Например, у эвенков такое традиционное жилище называлось чорама дю. Андрей Попов3 характеризовал чорама дю как цилиндрическое, но с небольшими оговорками: голый непокрытый остов чума представляет собой многогранник. Цилиндрическая форма появлялась, когда остов покрывали шкурами, скрывая многогранность конструкции.

2-3.png

к-7.jpg

Цилиндро-конический чум эвенков

      Одни чумы строили с двумя входами и с двумя параллельными жердями с крюками для подвешивания котлов над очагом, другие - с одним входом и, соответственно, с одной горизонтальной жердью. Тип постройки чума, зависел от количества семей, которые планировали в нём проживать.

      Сверху чум покрывали природными материалами: корой деревьев, шкурами животных и кожей рыб. Дополнительно жилище утепляли мхом, землёй и снегом.

к-8.jpg

Экспозиция Краеведческого музея эвенков

      В прежние времена покрытие для будущего дома готовили в приданное дочери-невесте, поэтому жилище считалось собственностью женщины.

      С приходом славянского населения на территории Дальнего Востока, аборигены переняли их способ строения жилища, а с приходом советской власти большинство представителей малочисленных коренных народов переселились в многоквартирные дома.

      Сегодня возрождены часть традиционного быта и культуры коренных малочисленных народов Дальнего Востока и у нас есть возможность побывать в традиционном жилище аборигенов Дальнего Востока в ульчском с. Булава, нанайском с.  Сикачи-Алян, п. Тура (Красноярский край).


Автор Лариса Ковалёва

Выберите вариант регистрации как:

Физическое лицо
Эксперт

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Войдите в свой аккаунт

Забыли свой пароль? Регистрация

Войти с помощью:

Восстановление пароля

Ваш пароль успешно выслан вам на email

Форма авторизации на сайте
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Регистрация на Портале с помощью электронной почты

Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Зарегистрируйтесь на Портале.

Выберите удобный для Вас вариант регистрации.



или


Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Регистрация Эксперта на Портале







Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.

Спасибо за регистрацию. Теперь можете войти на портал с помощью логина и пароля.

Портал профессионального образования Хабаровского края создан по инициативе Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» (КГАОУ ДПО ХКИРСПО). Вы так же можете скачать мобильное приложение профессионального образования Хабаровского края. Мобильное приложение разработано для iOS и Android.